Яндекс.Метрика
zvyozdochkanasha@mail.ru
Специализация журнала: образовательная, культурно-просветительская

Формирование коммуникативной компетенции дошкольников, посредством фольклора

 

Ходаренко Ольга Петровна, воспитатель
МКДОУ детский сад № 5 г. Бирюсинска,
Тайшетский район, Иркутская область

     Проблема речевого развития детей, их коммуникативных навыков актуальна и значима на современном этапе становления дошкольного образования. Речь имеет большое значение для всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она является основным средством общения. На протяжении многих лет работы с детьми дошкольного возраста, приходится сталкиваться с рядом проблем недоразвития речи детей.

     Произведения устного народного творчества  — это неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков. Они позволяют с самого раннего детства побуждать как к  речевой активности так и познавательной деятельности. Языком фольклора до ребенка можно донести самые сложные истины.

     Работая с детьми в детском саду более 25-и лет, я не по-наслышке знаю, что успех ребенка зависит от его умения общаться со сверстниками и взрослыми. Одной из самых эффективных средств развития речи и общения для детей являются произведения русского фольклора, как наиболее простого и доступного для восприятия  материала.

  Коммуникативные способности — это индивидуальные способности личности, обеспечивающие взаимодействие между людьми в процессе общения, умение найти правильный контакт с участниками, а также установление оптимального взаимоотношения с ними.

    «Фольклор» в буквальном переводе с английского означает "народная мудрость", это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.

    Доктор педагогических наук Н. В. Гавриш утверждает, что малые фольклорные жанры являются привлекательными для детей раннего возраста из-за таких особенностей как звучность, ритмичность, напевность, занимательность.

 

      С младшими дошкольниками, я использовала следующие формы работы:

      - Хороводные игры: «Каравай», «Ходит Ваня», «Колпачек» и другие;

      - Чтение художественной литературы:

      Чтение русских народных сказок: «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка» и другие,

      Драматизацию сказок;

      - Пропевание русских народных песен («Во саду в огороде»; «Жили у бабуси»; «Во поле береза стояла»; «Каравай»; «Ах, вы сени, мои сени» и т.д.) и колыбельные;

      - Рассказывание потешек, пестушек, закличек;

      - Создание предметно-пространственной среды;

      - Консультативный материал для родителей.

 

      Знакомство с народным творчеством начинается для малышей с потешек. Дети слушая потешки, учатся их повторять, использовать в своих играх. Поэтому мною были разработаны картотеки потешек, прибауток, песенок, которые активно применялись в режимные моменты, в различных видах детской деятельности.  Вместе с ними: причесывались, одевались, умывались, кушали и играли.

    Не  меньшую  роль в развитии речи дошкольников играют русские народные хороводные игры, загадки, пословицы, поговорки. Пословицы  и поговорки учат лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, формируют представления о переносном значении слова. Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучают детей правильной речи.

      Работая  над речью детей, большое внимание уделяла  русским народным сказкам. Дети очень любят сказки, и с удовольствием их слушают . Сказки всегда старалась не читать, а рассказывать. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к её персонажам.  Народные сказки, знакомят с красочностью и образностью родного языка.

      Когда дети повзрослели, в  среднем и старшем возрасте, я  больше внимания уделяла театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность положительно влияет на развитие речи ребенка. Перед детьми ставила задачу не только эмоционально прочитать, но и передать характер героев. Дети учились двигаться, говорить, как лисичка, заяц, медведь и т.д.

       Проводила фольклорные праздники: «Колядки», «Масленица». Фольклорный праздник – это наиболее яркое, интересное, красивое, весёлое, артистичное, коллективное, насыщенное яркими впечатлениями действие. Каждый ребёнок может принять участие в таком развлечении, ведь он будет участвовать в народных играх, песнях, плясках, отгадывать загадки.

    Особое внимание уделила работе с родителями. Так как результат можно получить только при взаимодействии с семьями. Для родителей папки-передвижки: «Пословица недаром молвится», «Использование фольклора в развитии ребенка-дошкольника», «Русская народная мудрость в воспитании». Совместно с родителями была создана развивающая среда в группе: оформлен театрализованный уголок в группе, уголок ряженья и др.

    Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.

 

   В итоге проделанной работы по развитию коммуникативных способностей детей посредством фольклора, мои воспитанники показали хорошие результаты в выпускной группе  по показателю «Фольклор и речь»:

* Количество детей с высоким уровнем развития речи  55%.

* Словарь детей обогатился  новыми словами, оборотами, выражениями.

* Улучшилась диалоговая речь.

* Сформировались первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.

*  У детей повысился интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

* Расширился кругозор, появилось позитивное отношение к режимным моментам.

*  У родителей возросло понимание необходимости использования малых форм фольклора  в развитии речи детей.

 

     Мои воспитанники, участвуя  в городских и районных конкурсах чтецов: «Пою мое отечество». «Любимые с детства стихи», «Новогодняя сказка» стали лауреатами и дипломантами I , II степени.

     Я считаю, что с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.