Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к родному краю
Аннотация: в статье акцентируется внимание на проблеме познавательного развития старших дошкольников. Автором также рассматривается опыт формирования знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о родном крае: его природе, особенностях быта, профессиях, культуре, истории, способствующие расширению кругозора, развитию познавательных интересов детей и формирующие практические и интеллектуальные умения как основы экологического воспитания.
Ключевые слова: дошкольное образование, родной край, познавательная деятельность, старший дошкольный возраст, познавательный интерес, краеведение.
Детство – ответственный этап в становлении личности ребёнка, нравственной сферы, и вовремя созданная благоприятная среда способствует воспитанию патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения. По утверждению психологов, дошкольное детство является лучшим периодом для формирования любви к малой Родине. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческих способностей, толерантности в условиях современного мира.
Федеральная образовательная программа ориентирована на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности края, где они живут. Одной из основных задач дошкольников является воспитание у них любви к Родине, чувства гордости за нее, родному краю. Воспитание духовно-нравственных, патриотических, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми старшего дошкольного возраста народной культуры своей Родины, родного края, той среды, в которой они живут. Потенциал детей дошкольного возраста уникален тем, что именно в этом возрасте дошкольники воспринимают окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живёт, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. Дошкольное детство – важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Соприкосновение ребенка с социальным миром происходит на фоне приобщения к культуре и истории родного края.
Психологические исследования (Л.В. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.) показывают, что приобщение личности к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной созидательной деятельности. Поэт Константин Михайлович Симонов писал: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал». Большая Родина всегда начинается с малой – с семьи, детского сада, родного города, родного края и окружающей природы. Развитие любви к родному краю служит первой ступенью нравственно – патриотического воспитания дошкольников. Подмосковный край богат своими обычаями, традициями, его населяет интересный народ. И задача воспитателей через краеведческую деятельность приобщить дошкольников к его культуре. Краеведение – одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю, как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.
Огромное значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к своей малой родине имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала, так как он более близок и понятен детям и вызывают у них познавательный интерес. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого – к далёкому, от известного – к неизвестному, от простого – к сложному. Именно на основе краеведческого материала позволяют решать такие задачи, как формирование любви к родному городу Нижнему Новгороду, интерес к прошлому и настоящему, развитие ценностного отношения к семье, дому, улице, краю, стране, воспитание чувства гордости за земляков, развитие бережного отношения к достопримечательностям, культуре, природе города. Кроме этого, краеведческий материал решает следующие, такие, как формирования у дошкольников старшего дошкольного возраста понятия о том, что каждый человек – это уникальная личность, со своими чертами характера, понятие о сообществах: семья, соседи, родственники, друзья, знакомые, обогащения знаниями детей о родном крае, Родине, символике нашего государства.
Уже в старшей группе детей знакомят с историей родного города: почему город возник на этом месте, объясняют историю названия улиц, показывают репродукции памятников, экскурсии. На одной из экскурсий прошло знакомство с гербом родного города. Но вначале было рассказано детям о том, что такое герб, когда и где возникли гербы, что на них изображалось. Работа по знакомству детей дошкольного возраста с достопримечательностями города осуществляется в определенной последовательности, с постепенным усложнением: история родного края, затем история возникновения города, история названия улиц города, здания города, знакомство с людьми, прославившими наш город, – места отдыха жителей города Нижнего Новгорода. И, конечно, итоговым является пересказ детей о родном городе, об интересных местах, где они бывали, достопримечательностях, памятниках и, конечно, рассказы детей о том, что принимали участие вместе с родителями в акции «Бессмертный полк» с фотографиями тех, кого дождались, и тех, кто не вернулся с фронта. Ведь большое значение в нравственно-патриотическом воспитании имеет пример взрослых, в особенности близких людей. Важно, чтобы дети поняли, что победили в Великой Отечественной войне потому, что люди любили свое Отечество и Родина чтит героев, отдавших жизнь за счастье людей, что их имена увековечены в названиях годов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Также дошкольников старшего возраста необходимо знакомить с достопримечательностями родного города, дать детям знания о местах отдыха его жителей, рассказать и показать презентации парков, кинотеатров, стадионов. Дать представление детям о природных особенностях области; воспитывать в детях бережное отношение к природе родного края. Расширить и углубить представление детей о диких животных, их характерных особенностях, внешнем виде, месте обитания, питания. Формировать представление о своей Родине и символике России, о защитниках Отечества, о подвигах земляков, воспитывать чувство патриотизма, дружбы, любовь к Родине.
Народное творчество играет огромную роль в формировании у детей системы ценностей и воспитании культуры чувств.
Культура чувств способствует становлению нравственных и моральных принципов, которые обусловливают поведение людей. Воспитание духовной сферы возможно только через развитие эмоционального восприятия окружающего мира, которое немыслимо без приобщения детей к искусству, к культурному наследию своей малой родины. Знакомство с народным творчеством во всех его формах имеет неоценимое значение не только для более полного освещения истории и этнографии, но и для успешного развития и обогащения личности ребёнка. Совместно с родителями и детьми работали над проектом «Здесь я родился, здесь я живу», родителями были собраны фотографии города Нижнего Новгорода, с его достопримечательностями, местами отдыха и развлечениями.
Основной формой развития познавательного интереса к родному краю у детей старшего дошкольного возраста являются тематические занятия. Немаловажно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Необходимо приучать детей к тому, чтобы они научились и в последующем уже самостоятельно анализировать увиденное, делали обобщения, выводы. познакомились с другими профессиями, которые необходимы для организации производства на предприятии. Кроме этого, уместно объединять в одну тему занятия не только по развитию речи, но и по ознакомлению с природой, музыкой, продуктивными видами деятельности. Основная идея деятельности заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города – г. Нижнего Новгорода, воспитании чувства любви к своей малой Родине, гордости за нее.
Целью является формирование знаний детей об истории и культуре города; воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного края; развитие интереса к изучению окружающего мира. Задачи программы: приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формировать первичные представления о семье (её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.); развивать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому родного края, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т. д.); развивать у детей эмоционально-ценностного отношения к своей малой Родине; формировать первичные представления о крае (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему, уважение и гордость за свой родной край. Реализуя рабочую программу, следует использовать различные средства и методы ознакомления дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Прежде всего, это наблюдения, экскурсии, целевые прогулки. Итак, в современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, родная природа, история народа – то, что составляет фундамент становления личности. Старший дошкольный возраст является благоприятным для осуществления краеведческой работы по приобщению детей к культуре родного края, т.к. именно в этом возрасте дети наиболее интенсивно начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут, развитию познавательных интересов детей и формирующие практические и интеллектуальные умения, знания, любви к родному краю.
Список литературы
1. Антонова Г.П. Познавательная деятельность детей 6–7 лет / Г.П. Антонова, И.П. Антонова. – М.: Мысль, 1991.
2. Бабунова Е.С. Критерии и показатели воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста на идеях с средствах народной педагогики: метод. пособие / Е.С. Бабунова. – Магнитогорск: МаГУ, 2004.
3. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н. Белкина – Ярославль: Академический проспект, 2005.
4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский – М.: Эксмо, 2003.
5. Нисканен Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Л.Г. Нисканен. – М.: Академия, 2002.
6. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. – В 3 кн. Кн.2: Психология образования– М.: Владос, 2007