Яндекс.Метрика
zvyozdochkanasha@mail.ru
Специализация журнала: образовательная, культурно-просветительская

Развиваем речевое дыхание – развиваем речь

 

Моргунова Ирина Викторовна, учитель- логопед,
МБ ДОУ «Детский сад № 207», Кемеровская область, 
г. Новокузнецк

     Чёткая, чистая и грамотная   речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и других людей, в окружении которых малыш растёт и  развивается. Развивая правильную речь, необходимо готовить не только  артикуляционный, но и голосовой, и дыхательный аппараты. Чёткое произношение звуков и ясная дикция  могут быть выработаны только при правильном речевом дыхании. А гибкий, чистый, звонкий голос не возможен без участия речевого дыхания и  речевого слуха.                 

    Речевое дыхание дошкольников отличается от речевого дыхания взрослых. Слабость дыхательной мускулатуры, малый объем легких, наличие у многих детей верхнегрудного дыхания затрудняет нормальное голосообразование, поэтому нужно своевременно развивать этот процесс.

                                                                                                                               

Развивая правильное речевое дыхание нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  • Вдох через нос, выдох осуществляется ртом.
  • Губы при выдохе немного открыты («трубочкой»).
  • Выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка.
  • Не поднимать плечи.
  • Не надувать щеки при выдохе.
  • Упражнение на развитие дыхания повторять не более 3-5 раз.
  • Осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи).
  • Помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики.

     Существует много интересных упражнений для развития речевого дыхания: 

комплексы дыхательной гимнастики, игры-упражнения с различными атрибутами, игрушки –тренажёры.

  Детям младшего дошкольного возраста можно предложить в игровой форме такие упражнения: сдувать с руки «снежинку» (ватку); дуть на «султанчик» (тонкие полоски бумажек, приклеенные или привязанные к карандашу, палочке); погреть ладошки; дуть на подвешенные к нитке, сделанные из бумаги бабочки, жуки.

  Детям среднего и старшего дошкольного возраста можно предложить  задания, связанные с развитием протяжного и длительного выдоха на неречевом материале. В игровой  форме они соревнуются, у кого дальше летит «снежинка», кто дольше сможет подуть на «листочки дерева». Можно предложить им передвигать при помощи воздушной струи по гладкой поверхности стола легкие предметы: карандаши, пластмассовые шарики, приводить в движение вертушки, выдувать мыльные пузыри.

  А можно совместно с ребёнком изготовить игрушку-тренажёр для развития речевого дыхания, думаю, это будет увлекательное и полезное занятие.

 

 

 

Изготовление игрушки – тренажёра «Снеговичок»

 

Нам  потребуется:

1.Плотная белая бумага (для принтера)

2.Ножницы

3.Клей (момент или клей - карандаш)

4.Бамбуковые палочки ( можно также использовать пустые стержни от шариковой ручки)

 

Как делать?

1.Напечатать или нарисовать на плотной бумаге изображение снеговичков, так чтобы их можно было совместить. А можно попросить ребёнка нарисовать и  раскрасить своего снеговичка самому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Вставить между двумя шаблонами бамбуковую палочку (или стержень от шариковой ручки), и склеить половинки. Важно, чтобы палочка могла двигаться, между склеенными половинками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Затем  нужно подуть на нижнюю часть игрушки, игрушка начинает вращаться.

4.  На концы палочки (ручки снеговика) можно приклеить перчатки или рукавицы.

 

 

 

 

 

Задание для ребёнка:

Давай поиграем со снеговичком.

- посмотри на грустного снеговика, подуй и увидишь весёлого (развиваем речевое дыхание - сильный вдох и плавный выдох)

- расскажи, какого цвета шапочка (шарф, пуговицы) у грустного и у весёлого снеговика (закрепляем основные цвета)

-расскажи чем, они отличаются друг от друга. (развиваем внимание, фразовую речь)

Образец ответа. У веселого снеговичка зелёная шляпа, а у грустного красная шляпа.(жёлтый шарф, синий шарф; красные пуговки, зелёные пуговки).

 

Удачи, успехов и удовольствия  в совместных занятиях с ребёнком!