Практика применения образовательной технологии «Волшебное чтение» по духовно-нравственному воспитанию детей второй младшей группы
Обоснование актуальности проблемы:
В современном мире, где информационные технологии и материальные ценности часто выходят на первый план, духовно-нравственное воспитание детей становится особенно актуальным. Оно помогает формировать у малышей базовые ценности, такие как доброта, честность, уважение к старшим и забота об окружающем мире. Эти качества не только делают ребёнка гармоничной личностью, но и способствуют успешному взаимодействию с другими людьми, что крайне важно для его развития и социализации.
Проблема духовно-нравственного воспитания детей во второй младшей группе заключается в необходимости создания условий, при которых малыши смогут усвоить базовые ценности и нормы поведения. Важно учесть их возрастные особенности и интересы, чтобы процесс обучения был не только эффективным, но и увлекательным.
Обоснование актуальности:
Решить задачи духовно-нравственного воспитания детей во второй младшей группе, поможет технология «Волшебное чтение». «Волшебное чтение» - это подбор методов передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека, основанный на принципах гуманизма, уважения к личности ребёнка и учёта его возрастных особенностей. «Волшебное чтение» сочетает в себе традиционные методы воспитания с современными подходами.
Основной принцип технологии:
создание атмосферы уважения и поддержки: я стремлюсь создать в группе атмосферу, где каждый ребёнок чувствует себя ценным и важным. Это помогает развить у моих воспитанников уверенность в себе, уважение к окружающим, понять, что есть хорошо, а что плохо.
Цели:
Задачи:
Содержание практики:
В рамках реализации практики, я использую в работе с детьми образовательную технологию «Волшебное чтение», как способ передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. За основу технологии взят всем хорошо известный метод «сказкотерапия». Рассказы с примерами из жизни, чтение художественной литературы русских и зарубежных авторов, русских народных сказок, рассказов о природе – это естественная составляющая повседневной жизни детей и является одним из самых доступных методов для духовно-нравственного развития воспитанников 3-4 лет. Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним.
Прочитать сказку можно по-разному, самый простой способ посадить детей в кружок. Взять книгу и используя ресурс собственного голоса создать атмосферу для погружения в содержание сказки, а можно дополнить разными вспомогательными приёмами, например:
«Чтение при свечах». Во время проведения утреннего или вечернего круга, зимой, когда на улице темно, я зажигаю свечи на батарейках, расставляю их по кругу и предлагаю малышам удобно расположиться на коврике, чтобы послушать сказку. В такой загадочной и волшебной обстановке отношения между мною и детьми становятся особенно доверительными, сюжет сказки наиболее глубоко воспринимается детьми, вызывая в них чувства доброты, сердечности, сострадания, они смелее высказывают своё мнение о поступках и поведении персонажей, понимают как надо правильно поступить герою.
«Аудиосказка» - в саду дети слушали по одной сказке в день до 5 мин про зимние приключения, которые записывали родители на диктофон. После прослушивания дети пытались угадать, кто из родителей этого ребёнка мама или папа читал эту сказку. Таким образом дети, как бы знакомились с родителями своих товарищей. Затем они рисовали рисунки по этим сказкам, рассматривали иллюстрации и вспоминали сказку, пересказывали её. Такой способ оказался для детей неожиданным, сказочным и интересным. Ребята погрузились в мир сказок и совместно развивали память, речь и фантазию.
Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе- говорил Л. Н. Толстой. Доброта воспитывается с детства. С добрым человеком всегда хочется дружить, его поддерживать, ему помогать, с ним сотрудничать. Вместе с нами замечательные мультфильмы, которые развивают такие качества у наших детей.
Мультфильмы. Познать сказку можно просмотрев мультфильмы о дружбе, о доброте, о любви и добрых отношениях, о вежливости, о доброте и зле, жадности и щедрости, о любви к природе: «По дороге с облаками», «Трям! Здравствуйте!», «Крепыш», «Кот Леопольд», «Мама для мамонтёнка», «Гуси лебеди», «Два жадных медвежонка», «Котёнок по имени Гав», «Приключения поросёнка Фунтика», «Мальчик и лягушонок».
Игры-инсценировки по сказкам. Содействуют формированию доверия в группе детей: сопереживать, сочувствовать другим; делиться и выражать свою симпатию; формировать представления о доброте, любви и заботе; развивать в детях понимание явлений действительности с позиций нравственно-этических норм; учить детей делать хорошие поступки: «Репка», «Теремок», «Колобок».
«Дидактические игры». «Волшебник», «Пожалей мишку», «Сердце доброты», «Как надо заботиться», «Любимое качество», «Копилка добрых дел», «Чудо мешочек». «Сижу, сижу на камушке», демонстрируют положительные качества и поступки. Это помогает детям понять, что такое хорошо и что такое плохо.
Во время проведения игр, поощряю детей проявлять заботу и внимание к другим людям, животным и природы. Это помогает развить у них чувство эмпатии и понимание того, что все живые существа заслуживают заботу и уважения.
«Прослушивание сказки под музыку». Приобщая детей к классической музыке, я способствую их всестороннему духовно-нравственному развитию, воспитываю в них восприимчивость к прекрасному, что не только обогащает их внутренний мир, но направляет на добрые поступки.
А ещё, во время пробуждения детей после сна, включаю тихонько музыку В.А.Моцарта.
Результаты практики: Работа по духовно-нравственному воспитанию детей показала следующие результаты: Дети стали более внимательными к чувствам других людей.
Они научились делиться игрушками и помогать друг другу. Научились проявлять заботу о животных и растениях.
Они начали понимать, что такое хорошо и что такое плохо.
Кроме того, я провела анкетирование родителей, которое показало, что они также заметили положительные изменения в поведении своих детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что выбранная мною образовательная технология оказалась эффективной для духовно-нравственного воспитания детей во второй младшей группе. Она позволила создать условия, при которых малыши смогли усвоить базовые ценности и нормы поведения, а также развить важные качества личности в соответствии своим возрастным особенностям.
Анкетирование родителей во второй младшей группе.
Для оценки результативности проекта по духовно-нравственному воспитанию детей было проведено анкетирование родителей. В опросе приняли участие родители 20 воспитанников из группы.
Вопросы анкеты:
1. Замечали ли вы изменения в поведении своего ребёнка после начала проекта?
-Да, стал более внимательным к чувствам других (8 родителей).
-Да, научился делиться игрушками и помогать другим (10 родителей).
-Да, стал проявлять заботу о животных и растениях (7 родителей).
- Нет, изменений не заметил (5 родителей).
2. Считаете ли вы, что проект оказал положительное влияние на вашего ребёнка?
-Да, ребёнок стал более добрым и внимательным (12 родителей).
-Да, ребёнок научился уважать других и заботиться о животных (8 родителей).
- Нет, не вижу изменений (0 родителей).
3. Готовы ли вы поддерживать проект и дальше, участвуя в мероприятиях и обсуждая с ребёнком полученные знания?
-Да, готов участвовать в мероприятиях (15 родителей).
-Да, буду обсуждать с ребёнком полученные знания (18 родителей).
- Нет, не готов участвовать (2 родителя).
Результаты анкетирования показали, что родители заметили положительные изменения в поведении своих детей после начала проекта. Большинство родителей считают, что проект оказал положительное влияние на их детей, и готовы поддерживать его дальше.
Таким образом, можно сделать вывод, что проект по духовно-нравственному воспитанию детей во второй младшей группе оказался успешным и получил поддержку родителей. Реализацию практики планирую продолжать, находя новые методы для воспитания у воспитанников любви к сказкам и художественной литературе, посредством которой они познают лучшие качества человека, научатся отличать хорошее от плохого, познают чувства сострадания и сочувствия.