Правила движения – всем без исключения
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о ПДД.
Задачи:
- закрепить знания детей о дорожных знаках;
- воспитывать чувство ответственности за поведение на дороге;
- воспитывать умение слушать и дополнять ответы товарищей;
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- развивать память и внимание.
- Формировать понятие «можно – нельзя» к ситуациям дорожного движения.
- Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность и ответственность, при нахождении на улицах города.
- Развивать способность к составлению развернутых ответов на поставленный вопрос.
Ход
Воспитатель
Приветствие
- Станем рядышком по кругу
Скажем «Здравствуйте!» друг другу
Нам здороваться не лень
Всем «Привет» и «Добрый день»
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется.
Воспитатель
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся.
Дети здороваются с гостями
Воспитатель
- Вы ребята проходите,
Друг на друга посмотрите,
Подмигните, улыбнитесь,
И на стульчики садитесь.
Воспитатель
- Ребята, я сегодня пришла на работу, а здесь около двери меня ждет снеговик. Посмотрите он не обычный какой. На нем висят картинки, может кто-то знает, что это за картинки.
Дети
- Картинки эти - дорожные знаки.
Воспитатель
- Правильно, это дорожные знаки. Ребята, а почему они все разные? Есть знаки и синие, и красные и форма у них разная.
Дети
- Знаки бывают разные - предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные знаки сервиса
Воспитатель
- Ребята, предупреждающие знаки о чем говорят?
Дети
– Они предупреждают об опасности. Они в красном треугольнике
Воспитатель
- Запрещающие на что указывают?
Дети
- Они указывают на запрет движения, и они в красном кружочке
Воспитатель
- Информационно- указательные на что указывают?
Дети
- Они могут указывать на то, что где-то рядом есть поворот, остановка.
Воспитатель
- А знаки сервиса на, что указывают?
Дети
- Они могут указать на то, что рядом есть больница, столовая, телефон, пункт питания. Они синим цветом
Воспитатель
- Молодцы! Ребята, а вы догадались, о чем мы с вами будем говорить?
Дети
- Будем говорить о безопасности на дорогах
Воспитатель
- Правильно, о безопасности на дорогах. На улицах нашего поселка очень много машин, есть и общественный транспорт, большинство дорожно-транспортных происшествий происходит по вине пешеходов. Ребята, а кто такие пешеходы.
Дети
- Пешеходы — это люди кто ходят пешком
Воспитатель
- Эти происшествия сопровождаются травмами, а зачастую приводят к тяжелым трагическим последствиям. Для того чтобы вы могли чувствовать себя уверенно на улицах нашего поселка, а родители — не беспокоились за вас, т. к. вы скоро пойдете в школу, будете ходить без мамы давайте сегодня мы с вами вспомним правила дорожного движения. А снеговик приглашает вас совершить путешествие страну под названием «Азбука моей безопасности», где мы будем выполнять задания, которые снеговик нам приготовил. Знаки дорожного движения у снеговика не простые, на каждом знаке есть задание, и я сейчас прошу подойти Еву и взять у снеговика первый знак.
Ева подходит к снеговику и берет первый знак
Воспитатель
- Ева, ты какой знак взяла?
Ева
- Я взяла знак «Движение пешеходов запрещено». Это запрещающий знак.
Воспитатель
Первое задание «Азбука дорожных знаков».
Задание № 1. «Азбука дорожных знаков».
Воспитатель
- На первом дорожном знаке загадки. У вас у каждого есть небольшие картинки дорожных знаков. Я сейчас вам прочитаю загадки, а вы, не выкрикивая, подумайте и поднимите тот знак какой считаете правильным ответом к загадке
(Я читаю загадку, а дети отгадывают и показывают соответствующий знак. У каждого ребенка картинки дорожные знаки)
Я хочу спросить про знак, нарисован знак — вот так:
В треугольнике ребята,
Со всех ног бегут куда-то. («Осторожно, дети!»)
Шли из сада мы домой,
Видим, знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет! («Велосипедная дорожка»)
Человек, идущий в черном,
Красной черточкой зачеркнут.
И дорога, вроде, но
Здесь ходить запрещено! («Движение пешеходов запрещено»)
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.
«Автобусная остановка»
Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти! «Пешеходный переход»
Тормози водитель. Стой!
Знак - запрет перед тобой
Самый строгий этот знак,
Чтоб не въехал ты впросак.
Должен знак ты соблюдать,
«Под кирпич» не заезжать.
«Въезд запрещен»
Воспитатель
- Молодцы все справились с заданием. Переходим тогда к следующему заданию.
Ваня подойди и возьми у снеговика следующий знак.
Воспитатель
- Ваня, а ты какой знак взял?
Ваня
- У меня предупреждающий знак «Осторожно дети»
Воспитатель
- И наше следующее задание
Задание № 2 «Соберите знак».
- Ребята, у вас на столе лежат конверты, а в них дорожные знаки (дети достают разрезные дорожные знаки) только эти знаки не целые. Вам задание собрать знак из частей и сказать какой это знак и, что он обозначает.
1. Воспитатель
- Ева, какой у вас знак?
Ева - у нас знак «Осторожно дети»
Воспитатель- о чем говорит этот знак?
Ева
- Этот знак говорит о том, что рядом школа или детский сад и на дорогу могут выйти дети. Водитель должен снизить скорость и внимательно следить за дорогой
2. Воспитатель
- Петя какой у вас знак?
Петя
- «Движение на велосипеде запрещено» Это запрещающий знак.
Воспитатель
- Что обозначает это знак?
Дети
- Он обозначает, что, нужно слезть с велосипеда и катить его до места назначения
3. Воспитатель
- Лера, у вас какой знак?
Лера
- «Въезд запрещен»,
Воспитатель
- Лера, это какой знак?
Дети
- Знак запрещающий, он говорит о том, что на территорию машинам въезд запрещен.
Воспитатель
- А где мы можем увидеть такой знак?
Дети- возле детского сада, школы
4. Автобусная остановка
Воспитатель- Захар, вы какой знак собрали?
Захар- знак автобусная остановка. Это информационный знак
Воспитатель- где мы можем увидеть этот знак?
Захар – там, где есть остановка
5. Пешеходный переход
Воспитатель
- Маша, какой знак вы собрали
Маша
- У нас получился «пешеходный переход»
Воспитатель
- Где мы можем встретить этот знак
Маша
- На дороге, где есть пешеходный переход
Воспитатель
- Молодцы и с этим заданием справились. Отправляемся дальше
Маша пойди возьми у снеговика следующий дорожный знак
Маша
- А я взяла знак сервиса
Задание № 3 «Авто мульти».
- Ребята, а вы любите мультики? Ну тогда давайте немного поиграем. Я вам буду задавать вопросы, а вы прежде, чем ответить подумайте хорошо. (Просмотр презентации)
Детям предлагается ответить на вопросы по мультфильмам и сказкам, в которых упоминаются транспортные средства.
1. У Бабы-яги три основных транспортных средства: избушка на курьих ножках, ступа и. (Метла)
2. На ком передвигался Иван царевич в сказке «Иван царевич и…..? (серый волк)
3. На ком ездил Буратино? (на петухе)
4. На чем летал старик Хоттабыч? (На ковре - самолете)
5. На чем ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)
6. Какое транспортное средство подарили родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед)
7. Средство передвижения лягушки-путешественницы? (Прутик)
8. На чем поехал в Ленинград человек рассеянный? (На поезде)
9. Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Двухколесный велосипед)
10. Во что превратила добрая Фея тыкву для Золушки? (В карету)
Воспитатель - Ну какие вы молодцы! Я вам предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка
Дорога не тропинка,
Дорога не канава...
Сперва смотри налево.
Потом смотри направо.
Ты налево повернись,
Другу рядом улыбнись,
Топни левою ногой:
Топни правою ногой:
Руки вверх ты подними
И похлопай: раз- два- три.
Дети садятся на свои места
Воспитатель
- Анюта, пойди возьми дорожный знак. Анюта, какой тебе нравится дорожный знак
Аня
- Мне нравится «предписывающий знак» катание на велосипеде разрешено.
Воспитатель
- И наше следующее задание — это «Дорожные ситуации».
Задание № 4 «Дорожные ситуации» (работа в парах)
Воспитатель
- Ребята у вас на каждом столе есть картинки, посмотрите на них внимательно, можно посовещаться и пообсуждать, что вы видите на картинке (дети примерно 1 минуту рассматривают свои картинки). Картинки у всех разные.
Ребята, все рассмотрели картинки?
Выходят дети из -за первого стола, я помещаю картинку на доску и читаю первую ситуацию
1. Мама идёт с сыном по тротуару. Мальчик бегает где попало и мешает пешеходам. Мама не реагирует на это.
Ева, Ваня что на картине изображено неправильно?
Дети
- Мама идет, мальчик бегает….
Воспитатель
- А как ты думаете почему мальчик бегает по дороге?
Дети
- Потому, что мама не делает ему замечание и не держит его за руку, а идет в наушниках.
Воспитатель
- Что нужно сделать маме?
Дети
- Взять мальчика за руку и убрать наушники
Воспитатель
- А почему в наушниках нельзя ходить по улице
Дети
- Потому, что, если одеты наушники не слышно, как едет машина. Как надо поступить маме?
Воспитатель
- Правильно ребята Мама должна отреагировать на поведение сына, объяснить ребёнку, что по тротуару он должен идти с ней за руку, не бегать по дороге и не мешать другим пешеходам и в наушниках нельзя ходить по дорогам.
Воспитатель
- Давайте посмотрим, что изображено на картинке номер 2
Выходите Лера и Захар я помогаю картинку повесить на доску
2. Папа с сыном стоят у киоска, папа делает покупку. На противоположной стороне мальчик видит маму и бросается к ней через дорогу.
Воспитатель
- Лера, Захар, скажите пожалуйста, что на этой картинке изображено?
Лера
- Папа покупает вкусняшки, а мама стоит на противоположной стороне и мажет рукой мальчику.
Воспитатель
- Как нужно поступить папе в данной ситуации?
Захар
- Папа должен крепко держать мальчика за руку. А маме не надо махать рукой, потому что ребенок хочет бежать через дорогу. Прежде чем переходить дорогу нужно посмотреть по сторонам.
Воспитатель
- Правильно прежде, чем сделать первый шаг с тротуара на проезжую часть, нужно внимательно осматривать улицу, особенно когда на противоположной стороне находится родной дом, знакомые или родные люди, именно в этих случаях легко не заметить машину. Не нужно спешить и бежать к ним.
3. Дети играют на проезжей части в игры с мячом. И вдруг появляется автомобиль.
Воспитатель
- ребята посмотрите на картинку и скажите, что изображено на картинке.
Аня
- По дороге едет машина, а дети играют на дороге в мяч
Воспитатель
- Правильно дети делают?
Аня
- Нет, неправильно.
Воспитатель
- Почему неправильно?
Ваня
- На дороге играть нельзя.
Воспитатель
- А где можно играть?
Ваня
- Во дворе
Воспитатель
- Для игр должно быть специально отведенное место
- Лера, а почему на дороге играть нельзя?
Лера
- Может случиться авария, могут погибнуть дети или шофер.
Воспитатель
- Ребята, если мы посмотрим внимательно, то мы увидим светофор, и говорит, что здесь опасно!
4. Мальчик перебегает дорогу в не положенном месте, а на дороге автомобили
Воспитатель
- Ребята, скажите, что изображено на картине?
Вика
- Едут машины, и мальчик переходит дорогу
Воспитатель
- Ребята, а как он переходит дорогу
Вика
- Не правильно переходит
Воспитатель
- Почему не неправильно?
Сережа
- Дорогу нужно переходить по пешеходному переходу, что бы не мешать машинам ехать
Воспитатель
- Серёжа, а что такое переходный переход
Сережа
- Это дорожка, по которой люди переходят, с одной стороны, дороги на другую
Воспитатель
- Как нужно правильно поступить этому мальчику?
Сережа
- Посмотреть, где есть пешеходный переход там и переходить.
Воспитатель
- Правильно, ребята прежде, чем переходить улицу нужно посмотреть, где есть пешеходный переход и только там переходить дорогу. А есть нет пешеходного перехода, то улицу нельзя переходить
5. Папа забрал дочку из детского сада. Ребенок сидит на пассажирском сиденье без автокресла.
Воспитатель
- Ребята, скажите, что вы видите на картинке
Кира
- Ребенок сидит в машине не пристёгнутый и без детского автокресла
Воспитатель
- Правильно ли это?
Саша
- Нет неправильно
Воспитатель
- Почему неправильно
Саша
- Потому, что ребенка должны посадить в специальное кресло на заднее сиденье и пристегнуть ремнем безопасности.
Воспитатель
- А зачем пристегивать ребенка ремнем безопасности?
Кира
- Что бы …….
Воспитатель
- Именно детское автокресло способно защитить ребенка в страшный момент дорожно-транспортного происшествия,
Воспитатель
- Ребята, скажите пожалуйста, а вы все ездите в автокресле, родители вас всех пристегивают ремнем безопасности
Дети
- Да, нет
Воспитатель
- Кого мамы возят в автокресле делают правильно, а кто ездит без автокресла это очень плохо
Воспитатель
- Ребята, и у меня есть картинка, я тоже хочу рассказать.
Но сначала послушайте стихотворение
Мне зимой подружка —
Для горы ватрушка.
Можно сесть в неё как йог
И по горке — прыг да скок.
А ещё ватрушку
Называют плюшкой.
Где-то бубликом зовут,
Тюбинг слышно там и тут.
Я помещаю на доску картинку ватрушки
Воспитатель
- Это ватрушка или тюбинг. Наступила зима, наше любимое время года. Мы все с мамами и папами ходим на горку кататься.
- Ребята, посмотрите и скажите, что на картине изображено неправильно?
Дети
- Дети катаются на ватрушке прицепившись за машину, так кататься нельзя
Воспитатель
- Почему нельзя?
Дети
- Потому, что можно попасть под машину….
Воспитатель
- Правильно, на ватрушке, когда катаешься нельзя цепляться за машину. Для катания на ватрушке должно быть специальное трасса, где по близости не могут ездить машины. Спускайтесь «паровозиком», нельзя, так же опасно кататься вдвоем, как делают девочки на этой картинке
Следите, чтобы на вашем пути не было других катающихся. Катайтесь только сидя.
Воспитатель
- Ребята, а на этой картинке правильно ребята катаются
Дети
- Правильно.
Воспитатель
- Конечно правильно. Они сидят на ватрушке по одному, катаются на специальной дороге, которая сделана для ватрушек и рядом нет машин.
Воспитатель
- Ребята, а вы знаете, что такое «фликер»?
Дети
- Это светоотражатели
Воспитатель
- Правильно, это светоотражатели. Они важны для взрослых, а для детей они просто необходимы.
Дети
- Они делают пешехода заметным.
Как вы думаете, в каком месте на одежде надо располагать светоотражатели?»
Дети - (рассуждения).
Воспитатель
- На взрослом человеке светоотражатели рекомендуется закреплять чуть выше колена, а у ребёнка на уровне бедра, в этих местах они будут наиболее заметны в свете фар автомобиля.
Воспитатель
- Молодцы вы справились со всеми заданиями снеговика.
Рефлексия
Ребята, а вам понравилось наше сегодняшнее занятие?
Что вам больше всего запомнилось?
Какие правила безопасности вы будете выполнять?
Правила безопасности на дороге нужно выполнять всегда
Ребята, мы со снеговиком хотим подарить вам подарить фликер. (Дарю детям фликер)
Чтоб жилось всем без забот,
Стань заметней, пешеход.
Прицепи скорей значок,
Чтоб светил, как маячок!
Отражатели не раз,
В темноте спасали нас.
На одежду прицепляем,
И спокойно мы шагаем.