Комплекс игр для использования в 3-м классе по программе «Школа России» с целью проверки и обобщения знаний, полученных обучающимися в I полугодии
Игры можно использовать на всех этапах урока: при актуализации знаний, изучении нового материала, закреплении. Наиболее эффективно использование игровых технологий на уроках литературного чтения при повторении, когда требуется в обобщенной форме выявить полученные знания и умения младших школьников. Стоит акцентировать внимание на том, что для успешного включения игр в структуру уроков учитель должен выполнять ряд условий и правил. И.П. Подласый выделяет следующие условия проведения игр: 1) игра должна вытекать из логики учебно-воспитательного процесса;2) игра должна иметь запоминающееся название;3) игра должна содержать действительно игровые элементы;4) игра должна иметь обязательные правила, которые нельзя нарушать;5) игра должна содержать в себе элементы, которые лучше запоминаются при групповой работе.
1. «Угадай автора». Задание – отгадать имена писателей по фактам их биографий. Вопросы:
*Образование получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени (И. А. Крылов);
*Пятилетним ребенком пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями (В.М. Гаршин);
*Его отец очень хотел, чтобы тот пошел по его стопам и посвятил свою жизнь служению Богу. Семья писателя была весьма просвещенной, поэтому свое первое образование он получил в домашних условиях. После этого мальчик пошел в Вяземскую школу для детей рабочих (Д. Н. Мамин-Сибиряк);
*Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать -в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно встречались лучшие писатели и ученые столицы (В. Ф. Одоевский);
*Отец писателя был довольно деспотичным человеком. Когда он отказался идти в военную карьеру по настоянию отца, его лишили материальной поддержки. В 17 лет писатель перебрался в Петербург, где для того, чтобы выжить писал стихи на заказ (Н. А. Некрасов).
2. «Темная лошадка». Задание – узнать героев произведений по их описаниям. Вопросы:
*«Она была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила» (Рукодельница из сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»);
*«Дождик моросил по ее пестренькой лакированной спинке, капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно...» (Лягушка-путешественница из сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница»);
*А сама-то величава, выплывает, будто пава; А как речь - то говорит, словно реченька журчит (Царевна-лебедь из «Сказкио царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» А.С. Пушкина);
*«А в высоком терему, у окна, царевна сидит. На руке у нее перстень сверкает - цены нет. А собою она красавица из красавиц» (Елена Прекрасная из русской народной сказки «Сивка-Бурка».);
*Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак (Мартышка из басни И.А. Крылова «Мартышка и очки»);
*Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! (Ворона из басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»).
3. «Установи последовательность» (на примере сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»). Задание - расположить эпизоды произведения в правильном порядке. Перечень эпизодов:
*У Мороза Ивановича (3)
*Знакомство с Рукодельницей и Ленивицей (1)
*Потеря ведерка (2)
*У Мороза Ивановича (6)
*Награда Рукодельницы (4)
*Награда Ленивицы (7)
*Наказ нянюшки (5)
4. Продолжи стихотворение:
1.Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя; ….
(А.С. Пушкин «Зимний вечер»)
2.Мороз и солнце; день чудесный
Ещё ты дремлешь, друг прелестный…
(А.С. Пушкин «Зимнее утро»)
3.Зима недаром злится,
Прошла её пора- …..
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось
Всё нудит зиму вон
(Ф.И. Тютчев)
4.Ещё в полях белеет снег
А воды уж весной шумят…
(Ф.И. Тютчев)
5.Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою
Чиста небесная лазурь
Теплей и ярче солнце стало
Пора метелей злых и бурь
Опять на долго миновала
(А.Н. Плещеев «Весна»)
6. Вот моя деревня, вот мой дом родной…
(И.З. Суриков «Детство»)
5. «Горячий стул». Задание - определять героев произведения, ориентироваться в содержании художественного текста. Правила игры: обучающийся садится на стул перед классом спиной к доске. Учитель или другой ученик пишет на доске имя какого-нибудь литературного героя. Класс, не называя героя, характеризует его. Чем больше подсказок, тем сильнее «нагревается» стул. Отвечающий должен отгадать задуманного героя. Пример: Загадывается Мартышка из басни И.А. Крылова «Мартышка и очки».
*Ты героиня басни;
*Ты героиня басни И. А. Крылова;
*Ты к старости слаба глазами стала;
*Ты достала себе с полдюжины очков;
*и так далее...
6. «Прочитанные книги». Задание - определить названия и авторов произведений по приведенным фрагментам. Вопросы:
*«Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется» (Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»);
*О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите с докучных ветвей! (Ф. И. Тютчев «Листья»);
*Все лицо и руки залепил мне снег... Мне в сугробе горе, А ребятам смех! (И. З. Суриков «Детство»);
*«Знаешь, голубушка, - отвечал старичок, - что я тебе скажу: жить и служить разница, да и работа работе рознь; заметь это: вперед пригодится. Но, впрочем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда» (В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»);
*«Но вокруг нее никого не было. Испуганные неожиданным плеском, местные лягушки все попрятались в воду. Когда они начали показываться из воды, то с удивлением смотрели на новую» (В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»)
7. «Диаманта». Задание - устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками, мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста. Правила игры: На первой и последней строках пишутся имена противоположных персонажей. На второй строке —2 прилагательных к первому персонажу, на третьей строке —3глагола к первому персонажу, на четвертой строке —2словосочетания (одно к первому персонажу, другое ко второму). Пятая и шестая строки являются зеркальным отражением второй и третьей, только они уже раскрывают другого персонажа.
Пример на основе басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»: 1. Ворона; 2. Доверчивая, глупая; 3. Взгромоздилась, призадумалась, каркнула; 4. Наивная птица/ Рыжая плутовка; 5. Бежала, подходит, говорит; 6. Коварная, хитрая; 7. Лисица.
Применение игровых технологий на уроке литературного чтения создает предпосылки для активизации познавательной деятельности и раскрытия творческих способностей обучающихся, создает ситуацию психологической раскованности, способствует повышению общего развития, умению ориентироваться в различных жизненных обстоятельствах.