Использование перфокарт для ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края
Важнейшим условием повышения эффективности педагогической работы с детьми дошкольного возраста, являются не расширение образовательных задач, а разработка инновационных педагогических технологий, необходимых для повышения мотивации к обучению, улучшения сотрудничества ребенка и педагога, для самостоятельного овладения детьми знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
В условиях современного дошкольного образования каждый воспитатель ищет новаторские подходы и методы для более эффективной работы.
Результатом поиска для своей педагогической деятельности стало создание «перфокарт».
Перфокарта – это индивидуальная ламинированная карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. При работе с перфокартами можно использовать разные варианты:
1. Под «перфокарту» кладется чистый лист, и ребенок, выполняя задание, проводит линии, вписывая ответ.
2. Воспитатель заранее кладет под «перфокарту» лист бумаги с неправильно выполненным заданием, а ребенок ищет ошибки.
3. Ребенок может проводить линии и закрашивать квадратик прямо в карточке.
Представляю вашему вниманию перфокарты по ознакомлению с природой родного края и формированию экологических представлений.
Цель пособия: систематизировать знания детей об объектах живой природы родного края и формирование навыков правильного поведения в природе.
Использование пособия позволяет решить следующие задачи:
Задачи:
1. Упражнять в классификации, сравнении, общении, связной речи.
2. Уточнять знания детей о диких, домашних животных и птицах; овощах и
фруктах, насекомых о деревьях.
3. Развивать мышление, память, внимание, слуховое восприятие; умение
рассуждать, обобщать, делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к объектам живой природы.
Перфокарты легки в изготовлении и применении, понятны и доступны детскому мышлению, их можно разнообразить в зависимости от творчества педагога.
Содержание перфокарт может быть любым , в зависимости от того, какую цель преследует педагог, каков возраст детей, уровень их развития.
Перфокарты могут быть использованы:
- как в индивидуальной работе, так и групповой;
- в рамках образовательной деятельности в режимных моментах;
- удобны для закрепления пройденного материала в любой образовательной сфере. Дети воспринимают работу с ними как игру, что значительно повышает эффективность занятий.
- для проверки знаний детей при диагностировании, так как позволяют оперативно проверять и отслеживать качество усвоения материала.
Преимущество перфокарт в том, что их использование многократное (надо поменять лист бумаги, а если мы чертим прямо на карточки, достаточно стереть линии от фломастера губкой и задание может выполнять уже другой ребенок).
Ребенок получает возможность действовать самостоятельно, выполняя работу в удобном для него темпе. После выполнения работы, ребенок может выполнить самопроверку задания, либо дети могут проверить задания друг друга, то есть провести взаимную проверку, а при необходимости оказать взаимопомощь.
Предлагаю вашему вниманию несколько видов перфокарт.
Перфокарты "Экологические знаки»: закрепляется знание о том, чем мы можем помочь природе и как мы можем ее сберечь, что нельзя делать, находясь в лесу. Какие знания нужно закрепить, такое задание и даётся, например: "Отметьте значком (галочка, крестик, кружочек) назовите знаки, которые помогают сохранять природу. Можно также использовать два цвета, для решения заданий, например: "Выдели красным знаки, обозначающие бережное отношение к природе, и синим знаки, которые показывают как не нужно себя вести в природе" Приложение (рис.1)
Перфокарты "Птицы": закрепляется знание зимующих и перелётных птиц, домашних и диких, водоплавающих и питающихся насекомыми. Какие знания нужно закрепить, такое задание и даётся. Приложение (рис.2)
Перфокарта «Домашние и дикие животные»
Цель: Формировать у детей представления о животном мире (домашние и дикие).
Перфокарта «Где, чей домик?"
Цель: углубить и расширить знания детей о различных видах животных (насекомых, птиц, зверей) и их жилищах; закреплять умения детей соотносить изображение живого существа с его местом обитания, развивать познавательный интерес; развивать воображение.
Перфокарта "Кто что ест? "
Цель: закреплять знания детей о разных видах питания животных;
развивать умения различать понятия "Домашние" и "Дикие" животные; познавательный интерес.
Перфокарта «Чей малыш?»
Цель : закреплять знания детей о диких и домашних животных и о их детенышах.
Материал: перфокарта с изображением животных (диких, домашних) и их детенышей, фломастеры или карандаши. Приложение (рис.3)
Перфокарта «Времена года»
Данная перфокарта тоже представляет лист бумаги формата А4, по краям которого нарисованы картинки, отражающие сезонные явления разных времен года (зима, лето, осень, весна)
Под перфокарту подкладывается чистый лист бумаги, или на карточке проводим линии.
Задача: Развивать у детей интерес к наиболее ярко выраженным сезонным явлениям.
Задание: «Соедини фломастером красного цвета картинки, которые относятся к лету», «Соедини фломастером синего цвета картинки, которые относятся к зиме» и. т.д.
Перфокарта «Овощи и фрукты»
1. Рассмотри и назови овощи и фрукты.
2. Отметь зеленым цветом овощи, желтым – фрукты. Приложение (рис.4)
Таким образом, использование перфокарт позволяет реализовать индивидуально-дифференцированный подход, создавать вариативность заданий, оперативно оценивать уровень освоения программы, развивает самостоятельность, наблюдательность, сообразительность и самоконтроль у дошкольников.
Данное пособие имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается его практическая ценность, эстетичность и актуальность.
В процессе деятельности с данным пособием, систематизируются знания детей об объектах живой природы, развивается их логическое мышление и мелкая моторика рук, воспитывается бережное отношение к объектам живой природы родного края.
Считаю использование дидактических пособий на основе принципа перфокарт в работе с дошкольниками очень успешным, благодаря повышению уровня познавательной активности.