Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией посредством проектной деятельности
Детство – каждодневное открытие мира и поэтому
надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
(В.А.Сухомлинский)
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одним из направлений патриотического воспитания реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
В ФГОС ДО прописано: «Социально коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках». С сентября 2023 года, мы внедрили федеральную образовательную программу дошкольного образования, которая позволяет реализовать воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формировать основы его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными для него средствами. Предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям.
Я хотела бы поделиться проектами, которые мы реализовали в подготовительной группе в 2022-23 учебном году.
1. «Русская косоворотка»
В ходе этого проекта, дети познакомились с русским народным костюмом, историей создания, способах кроя, орнаментом и отделкой. Идея воспитания патриотизма, через знакомство с народным костюмом, «принесло свои плоды». Дети стали больше интересоваться, о том, как жил русский народ, какие праздники отмечали, какие традиции соблюдали. Изучая русский народный костюм, дети расширили свои познания во всех образовательных областях. В большей степени познания проходили, через художественно эстетическую область, ведь невозможно обойтись без русского народного фольклора, это и сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки. А так - же живопись, вышивка, ведь, этому в русском народе уделялось очень большое значение, и имело место в истории. Итоговым мероприятием в этом проекте было посещение нашего местного музея на фольклорный праздник при участии Полежаевой Ольги Олеговны регионального координатора Всероссийского движения «Хороводы России» г.Тайшета и Волковой Натальи Владимировны - руководителя кружка по ткачеству Центра досуга и кино «Надежда» г.Бирюсинска.
Осуществив этот проект, я сделала вывод, о том, что, знакомя детей с русскими народными костюмами, мы тем самым способствуем воспитанию уважения к истории и традициям Русского народа.
2. «Русский платок-отражение души народа»
Целью этого проекта было дать детям начальные представления об искусстве и традициях русского народа. В результате у детей сформированы представления о русской народной культуре через знакомство с определенным видом народного искусства - русским платком.
Было проведено итоговое мероприятие - праздник «Эх платок, платочек». Дети пели русско-народные песни, частушки по платки, девочки исполнили танец с платками под русско-народную песню «Коробейники». Играли в игры с платками.
3. Еще одним красочным праздником закончился проект «В гостях у самовара». Целью проекта было создать у детей положительную мотивацию к работе над темой проекта, выявить имеющиеся знания детей о самоваре, совместно с детьми спланировать деятельность по реализации проекта, побудить интерес к совместной исследовательской деятельности о самоваре. На заключительном этапе проекта была организованна выставка «Русь самоварная». Прошел «Праздник Русского самовара», который закончился посиделками у самовара, организованный родителями.
4. Дети часто задавали вопросы: почему большинство птиц улетают на зиму в теплые края? Как выживают в холодное время года оставшиеся зимующие птицы? И т.д. Чтобы привлечь детей к этой проблеме, провели в группе краткосрочный проект «Покормите птиц зимой».
В ходе проекта дети больше узнали о жизни зимующих птиц, о том: как правильно и из каких материалов можно сделать кормушку, чем лучше подкармливать пернатых друзей. Кроме того, у детей в ходе подкормки птиц и наблюдений за ними воспитывался интерес к птицам и желание помогать им в трудное время, а также желание узнавать о птицах новые факты. Итогом нашего проекта стало участие в районной акции «Покормите птиц зимой».
5. Проект «Будем Родину любить-будем Родине служить».
Это был самый масштабный проект в нашей группе. Он являлся отличной возможностью воспитать чувство гордости за свой народ, за армию, Родину. А также вызвало желание у детей быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны. Реализация данного проекта способствовала сближению родителей, детей и педагогов. Дети смогли повысить собственную самооценку, радовались своим успехам и успехам своих товарищей, ощущали свою значимость в группе. Итоговым мероприятием был проведен праздник «23 февраля - папам всем кричим - «Ура», где активное участие приняли папы.
Заключение
Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Использование проектного метода в системе духовно-нравственного воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе духовно-нравственного воспитания детей;
-дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования духовно-нравственных качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
Таким образом, проблема духовно-нравственного воспитания может быть успешно реализована, только во взаимодействии семьи, педагогического коллектива и социума. Мы надеемся, что нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю, будут сопровождать наших воспитанников всю жизнь.