Игровой набор "Дары Фребеля" – это набор, который способствует развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность.
Этот набор игровых материалов называется «дарами». «Дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет достижение целей образовательной программы дошкольного образования через основной вид детской деятельности - игру, и охватывает все образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей:
- социально-коммуникативную;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое;
- физическое.
Автором данного набора является Фридрих Фребель – немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей. Он первым рассмотрел игру и ручной труд как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения.
Большое значение в системе Фребеля отводится активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Он считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимой в игровой форме. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему.
Игровой набор «Дары Фребеля» представляет систему из 14 модулей.
Игра «Волшебники».
Наборы № 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, 7, 8, 9, 10, J1, J2.
Цель: развитие внеситуативно-познавательной формы общения и расширения состава вербальных средств общения.
Задачи: обогащение активного словаря, формирование грамматически правильного строя речи, развитие фантазии и познавательного интереса, инициативы и самостоятельности, абстрактно-логического мышления.
Оборудование: волшебная палочка из набора №2, легкая ткань.
Рекомендуется предварительно прослушать песню и перед игрой выучить «волшебное заклинание».
Прослушивание песни Ю. Энтина «Где живут волшебники?» (отрывок из песни)
- Представим, что мы с Вами «волшебники». Для игры необходимо построить простые фигуры (дом, стул, рыбку, пароход и т.д.). Участники строят фигуры (4 и более).
Логопед нагрывает фигуры легкой тканью и вместе произносит заклинание: «Бамбара, чуфара, пикапу, трикапу, скорики, морики)».
Воспитатель или специалист объявляет, что он теперь волшебник «с волшебной палочкой» (из набора 2) и может уменьшать или увеличивать фигуры (дом-домик, пароход- пароходище).
Логопед с детьми проговаривает название «заколдованных фигур».
Затем логопед передает «волшебную палочку» детям и дает им возможность по очереди «превращать» фигуры.
Итог: дети проявляют инициативу и активность, фантазируют, развивают самостоятельную фразовую речь.
Игра «Бабочки».
Наборы № 7,8,9,10.
Цель: Развитие творческой инициативы в игре.
Задачи: формирование интереса к творчеству, развитие первичных представлений о разнообразии мира природы, развитие мелкой моторики и самостоятельности в выполнении игрового задания.
Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей.
Загадка
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепетнулся,
Взвился вверх и улетел. (бабочка)
Предлагаем детям сделать основу – аппликацию «Бабочка». В начале игры можно показать детям образец аппликации, которую они будут делать. Но представленный образец не является обязательным можно использовать и другие варианты (другие варианты: бабочка из пластилина, нарисовать бабочку или дать готовый листок с нарисованной бабочкой).
Далее логопед предлагает детям сделать из набора дома для бабочек цветы.
Модификация игры: дети делают основу – аппликацию «Цветок», бабочек собирают из наборов.
Итог: дети знакомятся с выполнением аппликации, закрепляют названия фигур, цветов, развивают самостоятельную и фразовую речь.
Игра «За окном».
Набор№ 7,8,9,10.
Цель: создание условий для формирования у детей познавательного интереса через образы окружающего мира.
Задачи: развитие любознательности, воображения, формирование интереса к изобразительному творчеству, развитие фразовой речи, фантазии.
Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей.
Педагог читает стихотворение «Игра». Автор Овсей Дриз.
Проводит небольшую беседу, о том сколько вокруг всего интресного.
Вот я вижу: куст растёт в саду,
Воробьи играют в чехарду,
Вижу крышу дома своего...
А теперь не вижу ничего.
Вот я вижу: пыль стоит столбом,
Грузовик промчался за углом,
Вижу, как шофёр ведёт его...
И опять не вижу ничего.
Вот я вижу: лёгкий мотылёк
Раскачал высокий стебелёк,
Вижу я, как шмель влетел в окно...
И опять вокруг меня темно.
Снова вижу: выбивают кресло,
Вижу, как порхает стрекоза...
* * * * *
Кто бы знал, как это интересно:
Открывать и закрывать глаза!
Дети делают основу – аппликацию «Рамка». Далее детям предлагаем посмотреть в окно и сделать в своем «окне»-рамке то, что они увидели.
Модификация игры: детям предлагается пофантазировать, проявить самостоятельность и инициативу, что еще они могли бы увидеть за окном, и собрать эти композиции.
Воспитатели могут использовать эту игру на пример на занятиях экологии, логопеды при прохождении лексических тем.
Итог: дети с удовольствием фантазируют, проявляют самостоятельность в составлении своей картинки.
Игра «Гербы и флаги».
Наборы №7,8,9,10.
Цель: формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве.
Задачи: развивать общение и взаимодействие ребенка со свертниками, воображение, творческую активность, формировать первичные представления о себе, других людях и обьектах окружающего мира, малой родине и Отечестве, реализация самостоятельной творческой деятельности.
Оборудование: флаги, ограничительные листы.
«Герб России» Степанов В.
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
«Флаг России» Степанов В.
Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Воспитатель рассказывает детям, что такое флаги и гербы и зачем они нужны; рассказывает о значении цвета и других деталей этих государственных символов. Целесообразно уточнить, когда и где можно увидеть гербы и флаги нашей страны и других стран.
Дети выкладывают по образцу флаги
Далее предлагается детям придумать герб и флаг своей группы, сконструировать его из наборов, и объяснить, почему они получились именно такие.
Модификации игры:
Детям предлагается сконструировать флаги стран и мира или флаг и герб своей семьи.
Итог: детям предоставляется сделать самостоятельный выбор задания, проявить инициативу, так же стимулируется развитие связной речи и познавательного интереса, а также расширяются знания о названиях и образах флагов и гербов.