Яндекс.Метрика

Применение наглядно-игровых пособий из фетра

в сенсорном развитии детей раннего возраста

 

Журбенко Евгения Алексеевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №39»,

г. Усолье-Сибирское Иркутской области

   Ориентируясь на новые стандарты дошкольного образования, согласно которым необходимо обеспечить воспитанников разнообразием средств и материалов для воспитания и обучения, важным является вопрос о необходимости использования в работе с дошкольниками нестандартных игр и пособий. Понимая, что дети нуждаются в модификации способов подачи учебного материала с целью более успешного освоения образовательной программы, в своей повседневной работе я применяю дидактические игры и пособия, изготовленные своими руками.

      Всё началось с того, что четыре года назад я определилась с темой самообразования. Звучит она как «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр». Целью работы стало создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений детей раннего возраста о сенсорных эталонах.

   Наметились задачи. Необходимо было создать в группе предметно-развивающую среду с дидактическими и игровыми пособиями, способствующими развитию сенсорных способностей детей раннего возраста. Требовалось активизировать восприятие детей, включая их в различные виды деятельности, развивать их ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. Так в группе появились первые фетровые дидактические игры: «Посади бабочку на цветок», «Цветики-разноцветики», «Собери урожай яблок». Стало особенно важным поддерживать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию, экспериментированию. В помощь были созданы дидактическая игра «Весёлые ладошки», где дети обследуют гладкие и шероховатые поверхности материалов пособия, игровые шумовые коробочки – дидактическая игра «Цыплята» на развитие тактильных ощущений, слухового восприятия, умения дифференцировать неречевые звуки, а также разнообразные игры-застёжки (тактильные рамки, текстильные игрушки, пальчиковый театр) на развитие мелкой моторики пальцев и формирования навыков самостоятельной деятельности. В процессе игровой деятельности мы решали ещё одну задачу - формирование представлений о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине. Появилась новая серия фетровых игр: «Собери и наряди снеговика», «Украсим рукавички», «Кораблики», «Какие бывают фигуры», «Найди такой же цветок», «Огород круглый год», игра-тренажер «Жили-были ёжики» с разными вариантами фетровой сказки.

    Почему именно фетр? Во-первых, игры из этого материала можно использовать практически с рождения, так как фетр нетоксичный и гипоаллергенный, - игрушки из него безопасны. Во-вторых, из этого материала они получаются очень яркими, мягкими, приятными на ощупь. Из фетра можно изготавливать любые сюжеты и картинки – нужны фантазия автора и его личное желание создавать полезную красоту. Сшить из фетра можно всё, что угодно. Кроме того, изделия могут носить различный уровень сложности игры – в зависимости от возраста играющего и игровых вариантов готового изделия. К тому же эти игрушки лёгкие и компактные.

   Игрушка из фетра с первых месяцев жизни развивает малыша, а красочный и экологичный материал способствует качественной активной игре. Благодаря фетровым игрушкам с использованием замков, липучек, кнопок, пуговиц, кармашков с крупами и разными «шуршалками», дети развивают тактильные ощущения, мелкую мускулатуру рук, знакомятся с формой и цветом предметов. Навыки, полученные в фетровых играх, дети могут в дальнейшем применять на практике: например, шнуровать и застегивать обувь, одежду.

     Ребёнок от года до трёх находится на стадии предметно-манипулятивной деятельности. Он ещё не умеет наблюдать, рассматривать. Большую часть мира он познаёт через взаимодействие с ним, поэтому фетровые игрушки с интерактивными элементами, такими как окошки, всевозможные тянучки, застёжки, пальчиковый театр и т.д., помогают малышу научиться рассматривать, удерживать внимание, развивают восприятие, мышление и мелкую моторику. Ещё один большой плюс фетровых игрушек заключается в том, что ребёнку сложно их порвать или сломать, зато их можно стирать (ещё один вариант для игровой деятельности малышам).

    Для создания пособий в помощь нам всегда идут пуговицы, ленточки, липучки, кнопки, крючки, бусины, магниты - они еще более усиливают и поддерживают интерес детей к игрушкам на протяжении всей деятельности. И, конечно, сам фетр. Он хорошо держит форму, поверхность практически не пушится и не скатывается. Фетр не мнется, не имеет лицевой и изнаночной стороны, у него высокая технологичность – он приклеивается, пришивается, легко режется. Изделия из фетра выглядят очень аккуратно.

    Все игры, использующиеся в работе, создаются не только в соответствии с тематическими неделями, но и по интересам и возможностям детей. Их можно применять в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста как на подгруппе и индивидуально, так и в самостоятельной деятельности, а особенности этих игр определяют их большие развивающие возможности, и, конечно же, привлекают внимание и интерес детей. Для получения положительного результата, можно менять игровую задачу, усложнять задания, компоновать различные съемные элементы из разных пособий или вносить новые, можно привлечь музыкальное сопровождение. Следует отметить, что на развитие познавательной активности детей, влияет не только постепенное усложнение игр с точки зрения познавательных задач, содержания, игровых действий, правил, но и то, какое разнообразие и количество наглядного материала используется. У нас в группе такого материала много. А у вас?