Яндекс.Метрика
zvyozdochkanasha@mail.ru

zvyozdochkanasha@mail.ru

Наглядно-игровые пособия из фетра.

Картотека дидактических игр

 

Журбенко Евгения Алексеевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №39»,

г. Усолье-Сибирское Иркутской области

Д/и «Цветики-разноцветики»

Цель: развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь, способствовать развитию умения различать цвета, воспитывать усидчивость.

Оборудование: цветы из плотного фетра красного и синего цвета, каждый цветок из 6 лепестков и сердцевинки с 6 пуговицами (красного и синего цвета соответственно).

Ход игры: закрепить лепестки на пуговицах. Воспитатель прицепляет лепестки на цветочки такого же цвета, обращая внимание детей на то, что цвет лепестка и цветка совпадают. После предварительного показа воспитатель предлагает ребёнку прицепить лепесток на сердцевинку, обращая внимание не цвет.

 

Д/и «Посади бабочку на цветок»

Цель: развивать мелкую моторику рук ребёнка, координацию движений, память, внимание, осваивать знания основных цветов, развивать умение соотносить предметы по цвету и обозначать результат словами «такой», «не такой», развивать мышление, речь, воображение, внимание, память.

Оборудование: цветы и бабочки из фетра, в набор игры входит 1 поле (основание игры), на нем 3 цветка, 6 бабочек.

Ход игры: бабочки хотят найти «свои» цветы – сесть на такой же цветок, чтобы их не было видно (такого же цвета) и никто не смог их поймать, нужно помочь бабочкам спрятаться. Воспитатель прицепляет бабочек на цветочки такого же цвета, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают (такой же, бабочку «не видно» - она спряталась). После предварительного показа воспитатель предлагает ребёнку «спрятать» (прицепить) бабочек на цветах, обращая внимание не цвет.

 

Д/и «Собери урожай яблок!»

Цель: расширить словарный запас детей, развивать мелкую моторику, осваивать знания основных цветов, развивать умение соотносить предметы по цвету.

Оборудование: игра выполнена из плотного фетра и представляет собой дидактическое пособие с двумя плоскими фетровыми деревьями, на которых наклеены липучки в количестве 7 штук. 

Ход игры: воспитатель предлагает украсить дерево яблочками, проговаривая слова и цвета, в ходе работы просит ребёнка проговаривать свои действия.

 

Д/и «Цыплята» (шумовые коробочки)

Цель: развивать слуховую память, логику, умение различать и дифференцировать шумы, тренировать концентрацию внимания.

Оборудование: шумовые коробочки с различными наполнителями, издающими разные звуки, обернутые тонким фетром, выполненные в форме цыплят. Для данной игры из контейнеров из-под киндер-сюрпризов были изготовлены 5 шумовых коробочек. В качестве наполнителей использованы: гречка, пуговицы, монеты, манная крупа, одна коробочка пустая. 4 цветные карточки с изображением того, что лежит в коробочках, 1 пустая (белая) карточка.

Ход игры: для начала воспитатель знакомит детей со всеми цыплятами-шумовыми коробочками, вместе с ребятами исследует звучание каждой из них. Обращает внимание детей на то, что все коробочки звучат по-разному. После того как ребенок познакомился со звучанием каждого «цыплёнка», можно начинать игру.

 

Вариант 1. Составление ряда «Громкий-тихий». Нужно расставить цыплят в один ряд. Прежде всего найти самый громкий, затем самый тихий шум и определить средний, сравнивая его с первыми двумя шумами. Начинать следует с двух коробочек. Если ребёнок научился классифицировать две коробочки, то можно одну за другой ввести остальные. Каждого нового цыпленка сравнивают со всеми уже расклассифицированными и упорядочивают относительно них. Число цыплят для классификации определяется в зависимости от способностей и интереса ребёнка.

 

Вариант 2. Звуковое лото. Послушать с детьми как по-разному звучат контейнеры-цыплята. После обратить внимание детей на картинку и проговорить, что на ней изображено. Затем предложить детям угадать, что лежит в контейнерах и поставить их на соответствующую картинку.

 

Д/и «Варежки»

Цель: зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат), развивать самостоятельность при выборе способа сопоставления предмета и формы, цвета геометрической фигуры, развивать способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, формировать конструктивное мышление, направленное воображение.

Оборудование: две варежки желтого и красного цвета, выполненные в форме аппликации из тонкого фетра, с пропущенными участками в виде геометрических фигур: 3 квадрата, 2 круга – на варежке желтого цвета и 3 круга, 2 квадрата – на варежке красного цвета. Два контейнера с геометрическими фигурами из фетра красного и желтого цвета.

Ход игры: заполнить свободные участки варежек правильно расставленными геометрическими фигурами.

 

Д/и «Кораблики»

Цель: зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), развивать самостоятельность при выборе способа сопоставления предмета и формы, цвета геометрической фигуры, развивать способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, формировать конструктивное мышление, направленное воображение.

Оборудование: цветные корабли, выполненные в форме аппликации из тонкого фетра, с пропущенными участками в виде геометрических фигур: 2 желтых квадрата, 3 синих круга, 1 зелёный круг, 3 зеленых квадрата, 3 красных круга.

Ход игры: заполнить свободные участки кораблей правильно расставленными геометрическими фигурами. Взрослый предлагает закрыть окошки в корабликах, задаёт вопросы о форме и цвете.

 

Д/и «Украсим ёлочку»

Цель: развивать сенсорное восприятие у детей раннего возраста, развивать умение различать и называть основные цвета, упражнять в пространственной ориентировке, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: фетровый силуэт ёлочки в форме аппликации с цветными ёлочными фетровыми шариками - на каждого ребёнка.

Ход игры: воспитатель даёт ребёнку шаблон с изображением ёлочки и предлагает детям украсить её разноцветными шариками. Дети накладывают на изображения ёлочные шары. По окончанию работы поочерёдно называют цвет каждого шарика.

 

Д/и «Собери и наряди снеговика»

Цель: закрепить знания детей об основных цветах, размерах и формах, умении их называть и сочетать, знакомить детей с видами одежды и стилевыми различиями, умением их группировать, развивать зрительное восприятие, внимание к деталям, развивать мелкую моторику рук, способствовать логическому мышлению и творческому воображению.

Оборудование: карточка с силуэтом снеговика из фетра, разделённый на части снеговик, ведра разного цвета, цветные пуговицы из фетра, цветные лопаты из фетра.

Ход игры: для первой части игры – собрать снеговика в соответствии с примером, для второй части игры – нарядить снеговиков.

 

Вариант 1. «Собери снеговика». Берётся карточка с силуэтом снеговика, с помощью которой требуется собрать снеговика по порядку. Шарик покрупнее (основа), средний, меньше (голова) + два шарика-руки. На голову – ведро.

 

Вариант 2. «Наряди снеговика». Берётся готовый снеговик, для которого надо найти и подобрать элементы одежды, которые отличаются по форме и цвету.

 

Д/и «Весёлый зонтик»

Цель: упражнять в различении и назывании четырех основных цветов, формы: круг большой, маленький, развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

Оборудование: фетровый разноцветный зонтик, выполненный в форме аппликации, разноцветные кружочки (фетровые заплатки: 3 красных, 2 голубых, 1 оранжевая, 1 синяя, 2 желтых, 3 зелёных).

Ход игры: подобрать соответствующего цвета кружочки для зонтика. Воспитатель предлагает детям игровую ситуацию и говорит, что веселый зонтик порвался, и чтобы дождь его не замочил, надо зонтик заштопать, поставить круглые заплатки.

 

Д/и «Озорные ладошки».

Цель: развивать тактильную чувствительность кожного покрова ладоней и подушечек пальцев ребенка, развивать тонкую пальцевую моторику, развивать внимание, наблюдательность, память, развивать словарь свойств и качеств, признаков, а также развивать связную речь, развивать умение действовать по образцу, по заданному условию.

Оборудование: игра включает в себя 10 ладошек, каждая ладошка изготовлена из разного материала: ткань, сетка, толстый и тонкий фетр, микрофибра, бархатная бумага, клеёнка - все они различной фактуры – шершавые, гладкие, колючие.

 

Вариант 1. Ладошки складываются в непрозрачный мешочек. Ребенок засовывает ручку в него и описывает найденную «ладошку» или ищет нужную ладошку по заданию.

 

Вариант 2. Пользуясь пособием, можно выучить названия пальчиков и закрепить понятия «левая» и «правая». Взрослый закрывает любой пальчик на «ручке», ребенок говорит, как называется спрятанный пальчик.

 

Вариант 3. Ладошки можно закрывать парами (наподобие лото – закрывать одинаковые ладошки или по цвету, или по составу материала, или по фактуре).

 

Вариант 4. Ребёнок вытягивает любую «ладошку» и называет те предметы, которые он знает из такого материала или такой фактуры.

 

Д/и «Цветные коробочки»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать способности следовать устным инструкциям, развивать речь детей, развивать сенсорные способности, внимание, память и мышление.

Оборудование: пластиковые коробочки синего, красного, желтого и зеленого цветов, разрезные карточки с аппликациями из фетра – «фрукты», «овощи», «игрушки», «транспорт», «грибы» основных цветов спектра, геометрические цветные фигуры из фетра: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники.

Ход игры: дети самостоятельно выбирают цвет из четырех предложенных и раскладывают карточки в названную коробочку, в игре могут участвовать один или несколько детей.

 

Вариант 1. Положить 4 карточки (либо геометрические фигуры, дать ребенку время для их рассматривания. Затем попросить закрыть глаза, убрать одну карточку в одну из коробочек. Ребенок должен ответить - какой карточки не стало и найти ее, когда найдет - должен назвать цвет коробочки, в которую она спряталась. Можно постепенно увеличивать количество карточек. Усложненный вариант: убрать две или более карточек.

 

Вариант 2. Спрятать в одну из коробочек на глазах у ребенка одну карточку. Затем попросить ребенка закрыть глаза и перемешать все коробочки. Попросить ребенка открыть глаза и вспомнить в коробочку какого цвета была положена карточка. Усложненный вариант: убрать на глазах у ребенка две и более карточек в коробочки.

 

Вариант 3. Перемешать на глазах у ребенка карточки с овощами и фруктами (можно брать любые другие карточки). Поставить перед ним, к примеру, коробочки зеленого и желтого цветов. Попросить ребенка сложить все карточки на которых изображены овощи в коробочку зеленого цвета, при этом назвать каждый овощ. Карточки, на которых изображены фрукты - в коробочку желтого цвета, назвать каждый фрукт, положенный в коробочку.

 

Д/и «Варим варенье»

Цель: закрепить восприятие цвета, тактильные ощущения, развивать память, внимание, логическое мышление, упражнять в образовании прилагательных от существительных, воспитывать у детей любознательность.

Оборудование: фетровые яблоки двух цветов (зелёные, красные), груши, апельсины, лимоны, сливы (фрукты шьются по шаблону, внутри ватный диск), банки из фетра с красной, желтой и зеленой фетровыми крышками.

Ход игры: воспитатель предлагает разложить по банкам фрукты определённого цвета так, чтобы они совпадали с цветом крышки.

 

Д/и «Чудо-дерево»

Цель: формировать полноценные эталонные представления о цвете, создать условия для ориентировки на ограниченной территории (дерево), располагать осенние и летние листья в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

Оборудование: двустороннее фетровое дерево с одной стороны зелёное, а с другой – жёлтое (с использованием картона и листового синтепона), на крону наклеена одна часть липкой ленты, а на листья – другая, фетровые листья для игры – 30 штук (10 зеленого цвета, 10 красных, 10 желтых).

Ход игры:

Вариант 1. «Расположи листок на дереве» (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.)

 

Вариант 2. «Листья на дереве пожелтели» (покраснели, опали, стали зелеными).

 

Вариант 3. «Покажи листок того цвета, который я назвала».

 

Д/и «Огород - круглый год»

Цель: развивать знания детей об овощах, уточнить их названия, цвет, форму, развивать наблюдательность, любознательность, закреплять знания основных цветов, учить различать овощи по цвету и форме, развивать внимание, мышление, память, развивать речь.

Оборудование: огород (овощи и фрукты из фетра с синтепоном: морковь, огурцы, помидоры, баклажаны, перцы, редис, капуста, лук, тыква, кабачки, яблоки, груши, лимоны), контейнер для овощей и фруктов, контейнер для грядки (валики из искусственного меха), макет дерева из фетра.

Ход игры: с детьми раннего возраста учимся различать овощи и фрукты, запоминаем их название, цвет, форму.

 

Вариант 1. Д/и «Маленькое и большое».

Цель игры: подбирать овощи и фрукты по размеру.

 

Вариант 2. Д/и «Найди одинаковые по цвету».

Цель игры: сортировать по однородной цветовой гамме, распределение по холодному и теплому тону.

 

Вариант 3. Д/и «Найди одинаковую форму».

Цель игры: соотносить формы овощей и фруктов с геометрическими фигурами, на расширение знаний о геометрических фигурах.

 

Вариант 4. Д/и «Расположи по ярусам произрастания».

Цель игры: расширить представления о месте произрастания овощей. Первый ярус – всё, что растет в земле (корнеплоды: морковь, свекла, картофель, лук), второй ярус- всё, что растет на земле (кабачки, тыква, огурцы и др.), третий ярус – все, что растет над землей (помидоры, баклажаны и др.)

 

Вариант 5. Д/и «Овощи, фрукты».

Цель: сформировать у детей представление об овощах и фруктах, развивать умение различать их, формировать представление о том, где они растут, обогащать и развивать словарный запас, учить правильно произносить названия фруктов и овощей, развивать мышление, внимание и память.

 

Д/и «Жили-были ёжики»

Цель: формировать у детей понятия «один», «много», «мало», «ни одного», «маленький», «большой», развивать умение ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу), развивать знания о величине, форме, цвете предметов, умении объединять предметы по общим признакам, развивать внимание, память, наблюдательность, развивать умение детей подбирать предметы по цвету, развивать представления о цвете, форме, величине и свойствах предметов через яркие наглядные образы и игровую деятельность.

 

Вариант 1. «Тренажер». Ёжик – многофункциональная двусторонняя игрушка – пособие. С одной стороны - пальчиковый тренажер с разными застежками (пуговица, магнитная кнопка, простые пришивные кнопки разного диаметра, шнуровка, крючок). Обратная сторона у мамы - Ежихи - ворсистая ткань, на которую цепляются при помощи липучек на обратной стороне яблоки, груши, ягоды, грибы, листья и цветы из фетра. Дополнительно используются грибы, фрукты и ягоды на прищепках.

 

Вариант 2. «Запасы на зиму». Берём маму - Ежиху и идем в лес за грибами и яблоками для своих малышей. В процессе игры собираем урожай – грибы, яблоки. Весь этот припас ежиха несёт домой для своих малышей, которые дожидаются её дома. Также на её иголки нацепились березовые, кленовые и дубовые листья. Мама обязательно их покажет малышам. А ещё мамочка принесла полюбоваться и понюхать цветочки. Всё, что малыши не съели, мама развесила сушить на веревочку. Это запасы на зиму. Дети развешивают грибы и яблоки на веревке, а остальные фрукты «консервируют», чтобы зимой семья ежей пила вкусный компот. Баночки из фетра (см. д/и «Варим варенье») служат дополнительной игрой на сортировку. Нужно разложить яблоки по цветам. Цвет яблока должен совпасть с цветом крышки на банке. Банка выполнена из фетра, поэтому яблоки с липучками замечательно цепляются на них, таким образом банки с яблоками можно переносить и хранить.

В следующий раз мама – Ежиха может пойти в лес за припасами вместе с ежатами. За счет того, что малыши тоже двусторонние и с одной стороны у них фетровая основа, а с обратной стороны ворсистая, это позволяет им, как и маме, носить на своем теле грибы и фрукты.

 

Вариант 3. «Что изменилось?» Педагог предлагает ребенку запомнить, что и в каком количестве находится на колючках у мамы – Ежихи. Ребенок закрывает глаза (или отворачивается). Воспитатель производит необходимое количество изменений (меняет количество, цвет, предметы и т. п.). Ребенок, открыв глаза, перечисляет все замеченные им изменения.

 

Вариант 4. «Чего не стало». На поверхность стола (или на доску) выкладываются грибы, ягоды, фрукты (запасы ежей). По команде ребёнок закрывает глаза, педагог убирает нужное количество предметов. Открыв глаза, ребенок называет что пропало.